Адрес:198329 Санкт-Петербург,
ул. Отважных, д. 8
E-mail: p91@zdrav.spb.ru
К концу третьего – четвертого года обучения личность ребенка отчетливо проявляется в системе ценностей и отношений со сверстниками и взрослыми. Стимулом для их оформления является расширение социальных связей и отношений. Находясь в системе школьного обучения, учащиеся подвержены стрессу, который сопровождает любую образовательную систему. Его избежать не удается даже при самых благоприятных обстоятельствах. Значимое для развития личности ребенка влияние оказывает результат выхода из стрессовой ситуации и отношения к ней самого ребенка и окружающих его взрослых. В общественном сознании существует неверная отрицательная установка по отношению к стрессу. Опасен не сам стресс, который имеет тренирующий эффект для всех систем жизнеобеспечения, в том числе ЦНС, а страх и тревога по поводу его содержания и своего поведения в стрессогенной ситуации. В данном случае можно говорить об обучении не только выигрывать в конфликтных ситуациях, но с достоинством принимать поражение (Каменская В.Г., 2005). Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против страхов, растерянности, неуверенности в себе, которые неизбежно возникают и в неожиданной экстремальной ситуации, и в повседневной жизни? Становится все более очевидной опасность, что тяжелые социальные болезни, особенно такие, как наркомания, детская преступность, беспризорность, алкоголизм и им подобные, способны в ближайшем будущем парализовать общество. Закономерно, что эти болезни прогрессируют прямо пропорционально усилению пропаганды «нового образа жизни», в которой вседозволенность и моральная распущенность преподносятся как «граждан- ские свободы». Картина суицидального риска имеет широкий охват. Под суицидом понимают умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл. Парасуицид – причинение вреда собственному здоровью, которое, однако, не вызвано действительным стремлением к смерти человека. Рассмотрим фоновые факторы парасуицида: разрушенная семейная обстановка; злоупотребление алкоголем и наркотиками; депрессия и другие эмоциональные расстройства; суицид и самоповреждение; примеры успешного суицида или суицидальной попытки; один или несколько предшествующих эпизодов умышленного самоповреждения; доступность высоколетальных средств. Успешное социально-экономическое развитие любой страны во многом зависит от эффективности системы здравоохранения. Не случайно, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, отводя важное место – праву гражданина на охрану здоровья. |