Адрес:198329 Санкт-Петербург,
ул. Отважных, д. 8

E-mail: p91@zdrav.spb.ru

 

Главная \ Научная деятельность \ Научные издания \ Профилактика парасуицидального риска среди учащихся

Профилактика парасуицидального риска среди учащихся

« Назад

Кулганов В.А., Митяева Л.В.

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: "Междисциплинарный подход в понимании и лечении психических расстройств: миф или реальность.", 14-17 мая 2014г.

Картина суицидального риска имеет широкий охват. Под суицидом понимают умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл. Парасуицид – причинение вреда собственному здоровью, которое, однако, не вызвано действительным стремлением к смерти человека. Рассмотрим фоновые факторы парасуицида: разрушенная семейная обстановка; злоупотребление алкоголем и наркотиками; депрессия и другие эмоциональные расстройства; суицид и самоповреждение; примеры успешного суицида или суицидальной попытки; один или несколько предшествующих эпизодов умышленного самоповреждения; доступность высоколетальных  средств.

В клинической картине можно наблюдать различные формы проявления предсуициального риска. Дети обычно не понимают, что смерть необратима. В младшем школьном возрасте имеются следующие факторы защиты: относительная редкость тяжелых депрессивных расстройств и проблем злоупотребления психоактивными веществами до полового созревания; когнитивная зрелость, недостаточная для того, чтобы испытывать глубокую безнадежность или планировать успешный суицид; ограниченный доступ к летальным методам; наличие поддерживающей сети взаимоотношений дома или в школе. Рассмотрим небольшой пример. Мальчик в конце первого класса в задании

«Нарисовать себя в конце первого класса» изображает кладбище и на нем кресты. В консультативной беседе с матерью выясняется, что несколько месяцев назад семья переехала из другого города и у ребенка имеются трудности в общении с одноклассниками и поиском друзей. Его часто брали с собой на кладбище и он участвовал в прощании с покойными. Школьника включили в различные формы психолого-педагогического сопровождения. Имеется определенный прогресс, но до сих пор ребенок носит рубашку черного цвета.

Ярко выраженные характерные черты данной проблемы отражаются в подростковом возрасте. Спектакль на тему суицида может проявляться в нескольких аспектах. Не всегда мысли суицидента зависят только от него самого. Осознанно или неосознанно на это могут подтолкнуть подростка его ближайшее окружение. С другой стороны школьники могут на кого-то злиться или чувствовать себя одинокими и ненужными. Беспокойство о будущем больше проявляется у старших подростков.

Безнадежность выражена только у меньшей части учащихся с тяжелой депрессией. Умышленное самоповреждение обычно отражает страстное желание получить временную передышку в мучительных обстоятельствах или желание повлиять на семью и друзей. И редко это «крик о помощи», обращенный к специалистам. Обстоятельства парасуицида обычно не позволяют предполагать серьезного намерения умереть или заблаговременного планирования. Также у подростка возможен повышенный уровень эмоциональной возбудимости, нестабильности в поведении, аффективное реагирование на минимальные раздражители, склонность к агрессивному поведению, направленному на окружение или аутоагрессия. На другом полюсе личностных особенностей лежат неадекватная самооценка, непринятие своего образа Я. Данные факторы могут являться предпосылками к формированию склонности к суицидальному риску. Рассмотрим несколько примеров. Подросток седьмого класса на психологическом тренинге на задание нарисовать себя в настоящем и в будущем изображает себя в первом случае обычным школьником, занимающимся обыденными вещами и я в будущем – могилка и крестик. После индивидуальной беседы с ним приходим к выводу, что он не видит себя в будущем в профессии, семье, не знает в чем может самореализоваться. Учащаяся в шестом классе откровенно заявляет о своих суицидальных мыслях, причиной которых, по ее мнению, является двойка за четверть. В беседе уточняется, что у девочки неустойчивые отношения с матерью, ее часто ругают за плохие оценки. В самом ее поведении наблюдается эмоциональная неустойчивость, агрессивность по отношению к одноклассникам, провокация конфликтных ситуаций и трудности в общении. Еще одна ситуация – девочка подросток в 6 классе говорит своей подруге о том, что спрыгнет с крыши, если ей по математике поставят два в четверти. Причинами в данной ситуации являлись проблемы со слухом – боязнь не услышать информацию. Следовательно, у школьницы наблюдаются страхи и заниженная самооценка.

Профилактика суицидального риска должна осуществляться, начиная с подросткового возраста. Одной из форм работы могут быть классные часы различной тематики. Темы, напрямую связанные с этой проблемой могут быть связаны с осознанием  целей,  своего  места  в  жизни,  формирования

образа себя в будущем, возможности исправить или изменить многие жизненные ситуации. Темами такого классного часа могут быть такие, как «В жизни можно все исправить, пока ты жив», «Счастье жить взрослым». Подростки могут обсудить содержания различных цитат: «Спасибо тем, кто меня любит, – вы делаете меня лучше», «Спасибо тем, кто меня ненавидит, – вы делаете меня сильнее»,

«Спасибо всем, кто меня не знает, – вы нужны для моего совершенства», которые зачастую идут в противоречие с жизненными устоями подростка. Также возможно использование цитат другого плана «Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить», «Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!», в которых идет акцент на уверенность, повышение уровня самооценки и понимание смысла жизни. Другой аспект проблемы связан с вопросами ухода из жизни. Тема может звучать следующим образом

«Из жизни невозможно уйти красиво». С подростками обсуждаются вопросы невозможности уйти из жизни красиво – физиологические последствия каждого типа суицида. Учащимся говорится о телефонах доверия, путях действия, если они узнают от человека о его суицидальных мыслях. Внимание школьников фиксируется на том, что большинство людей вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим. Человек, задумавший самоубийство, теряет смысл жизни, не может найти выхода из сложившейся ситуации, думая, что его не поймут, решает, что нужно выйти из игры. Между тем жизнь не игра и вернуться на прежний уровень уже невозможно. И снова внимание подростков возвращается к смыслу жизни, ответственности самого человека за нее. Рисуется линия жизни, определяются различные жизненные этапы, возможные трудности, места, где каждый находится на ней, поиск людей, которые в случае затруднения могут помочь разрешить различные жизненные ситуации. Подросткам можно предложить разыграть сценки по цитатам в рамках данной темы. Берутся ситуации из личного опыта школьника, его переживания, используются элементы психодрамы.

Другим направлением психопрофилактики является профориетационная работа начиная с 7-8 класса т.к. многие подростки не владеют всей широтой возможных профессиональных выборов и следовательно, не понимают куда им дальше двигаться в жизни.

Суицидальные мысли могут быть вызваны асоциальным образом жизни и различными зависимостями на любом возрастном этапе. Начиная с подросткового возраста с учащимися рассматриваются вопросы зависимости, вредных привычек. Темами в рамках данного раздела психопрофилактики могут быть «Жизнь без наркотиков», «Нет алкогольной         зависимости»,          «Табакокурение. Стадии табакокурения».

Отдельная просветительская работа ведется с педагогами разных уровней. Их знакомят с понятиями витальная и авитальная потребность, поведенческие реакции, суицидально опасная референтная группа,  классификация  суицидальных проявлений, признаки эмоциональных нарушений, виды психических заболеваний в рамках группы людей, подверженных суицидальному риску, динамика оценки своей собственной жизни и изменения отношения к окружающим в данном состоянии, формы вегетативных нарушений. Даются общие рекомендации педагогам и родителям какие фразы, действия могут говорить о предрасположенности подростков к суициду и первичному оказанию им помощи.

Таким образом, профилактическая и просветительская работа по предупреждению суицидального риска широкая, носит свои специфические особенности и должна вестись непрерывно.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: