Адрес:198329 Санкт-Петербург,
ул. Отважных, д. 8

Главная \ Научная деятельность \ Научные издания \ Гендерные различия понимания эмоций старшеклассниками

Гендерные различия понимания эмоций старшеклассниками

« Назад

В.А. Кулганов, Н.Н. Самуйлова
Издание: Журнал "Психология образования в поликультурном пространстве" Том 3 (№19) / Елец, 2012

В современной психологической науке в качестве одного из факторов успешности жизнедеятельности человека [10, 11], а также предпосылки психического и физического здоровья [12] некоторыми исследователями рассматривается такая интегративная способность человека к пониманию и управлению эмоциями, как эмоциональный интеллект. В процессе его актуализации одним из наиболее значимых аспектов становится качественное (полное и объективное) понимание эмоций.

У каждого человека эмоции и чувства возникают из индивидуального смыслового контекста и в дальнейшем становятся основными его компонентами [7]. Определённые гендерные различия в данной сфере обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, известно, что современные девочки в целом лучше, чем мальчики, вербализуют свои чувства, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний [3] и более склонны к сопереживанию [4]. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Это подтверждается и исследованиями И.Н. Андреевой [1]. Ею обнаружено, что у девушек-студенток, по сравнению с юношами, более высокого уровня достигают такие предпосылки понимания эмоций, как распознавание эмоций других людей и эмпатия.

При этом гендерных различий в понимании эмоций в целом у лиц юношеского возраста выявлено не было [3].

Цель нашего исследования состояла в изучении факторов, способных оказывать влияние на качество понимания эмоций в ранней юности. Мы предположили, что у юношей и девушек особенности понимания эмоций обусловлены различными социально-психологическими факторами.

В качестве теоретической основы исследования понимания эмоций старшими школьниками нами была выбрана двухкомпонентная модель эмоционального интеллекта [8]. Она включает в себя внутриличностный эмоциональный интеллект, в частности понимание собственных эмоций; и межличностный эмоциональный интеллект, в качестве компонента которого выступает понимание эмоций других людей. Данная модель соответствует нашим представлениям о двухсторонней направленности эмоционального поведения на внутренний мир: собственный и других людей.

С целью изучения понимания эмоций были использованы шкалы опросника эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д.В. Люсина, а также методики, диагностирующие состояние тревожности (опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреева), агрессивности (опросник Басса-Дарки), методика самооценки эмоциональных состояний (модифицированная методика Дембо) и результаты анкетирования старшеклассников.

Автор методики ЭмИн Д.В. Люсин интерпретирует способность к пониманию эмоций как способность к их распознаванию, установлению самого факта наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека. Понимающий эмоции человек может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение. Он осознаёт причины, её вызвавшие, и следствия, к которым она приведёт.
Шкала теста ЭмИн «Межличностное понимание эмоций» предполагает способность понимать эмоциональное состояние другого человека на основе внешних эмоциональных проявлений (мимики, жестикуляции, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей. Шкала «Внутриличностное понимание эмоций» исследует способности к пониманию человеком своих собственных эмоциональных переживаний и к их распознаванию, идентификации, пониманию причин и последствий своих переживаний, а также к вербальному их описанию. Шкала «Понимание эмоций» суммирует показатели по двум описанным выше шкалам.

Опросник тревожности разделён авторами на две части: в одну объединены шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую – эти же шкалы, но в отношении состояния старшего школьника на уроках в школе. Под познавательной активностью понимается присущая человеку любознательность, непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующий познавательную деятельность субъекта. Диагностику принятия других людей проводили по шкале Фейя. Нас интересовало, насколько старшеклассники склонны испытывать симпатию к другим людям и готовы ли проявлять терпимость к человеческим недостаткам.

Модифицированная методика Дембо позволяет выявить степень подверженности личности к проявлениям чувства гнева, тревоги (страха) и печали.

Испытуемыми выступили учащиеся 11 класса гимназии № 343 г. Санкт-Петербурга – 34 человека в возрасте 16-17 лет (16 юношей и 18 девушек).

Статистическая обработка результатов исследования включала в себя расчет параметров вариации признаков (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение), ранговый корреляционный анализ Спирмена отдельных параметров эмоционального интеллекта и психоэмоциональных состояний, с одной стороны, и некоторых социальных установок – с другой; а также критерий достоверности различий Стьюдента.

Значимых гендерных различий в понимании эмоций в нашем исследовании не было выявлено, что подтверждается данными и других исследователей [3].

Во всей выборке испытуемых устойчиво выделяется тенденция сильной обратной взаимосвязи понимания эмоций с фоновой и учебной тревожностью.

Например, связи с единым государственным экзаменом к выпускникам предъявляются повышенные требования родителей и педагогов. Настоятельная необходимость профессионального самоопределения, регулярно проводимое экзаменационное тестирование и постоянный страх неудачи создают специфический стресс выпускника, способствуют развитию опасений и тревоги о собственном будущем. Тревожность фоновая, а также связанная с конкретными учебными предметами, искажая эмоциональное состояние, снижая чувствительность к поступающим как извне, так и изнутри эмоциональным стимулам, препятствует адекватному распознаванию своих и чужих эмоций всеми учащимися, как юношами, так и девушками (см. табл. 1, 2, 3).

Полученные нами результаты подтверждают то, что ранее уже отмечалось исследователями [6; 10]: фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины и склонность к негативизму. Для юношей менее свойственно переживание чувства вины, но более характерны тенденции эмансипации и протестного поведения. Девушки же более совестливы и конформны (см. рис.1).

В подгруппе юношей выражена обратная корреляционная связь понимания эмоций с переживаниями негативных эмоций (гнева и раздражения). У девушек подобная связь не обнаружена вовсе. Базальные эмоции гнева и тревоги у лиц мужского пола усиливают действие эмоциогенных стимулов. Это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособления к жизненно значимым ситуациям, важным из компонентов которого является понимание своих и чужих эмоций. Поскольку негативные эмоции юношей практически не имеют реального выхода в условиях школьного обучения, можно рассматривать данный показатель как ключевое условие, препятствующее пониманию эмоций.

Для их понимания в межличностных отношениях познавательная активность играет важную роль независимо от пола. Это позволяет говорить о связи эмоционального интеллекта с общим. При этом более качественное понимание эмоций других людей связано в мужской выборке с большей активностью на школьных уроках.

Таблица 1. 

Корреляционные связи межличностного понимания эмоций, психоэмоционального состояния и социальных установок*

Факторы

Межличностное понимание эмоций

девушки

юноши

1. Тревожность

 

 

обычно

-0,53*

-0,63*

на уроке

-0,5*

-0,68*

2. Познавательная активность

 

 

обычно

0,72*

0,66**

на уроке

-

0,54*

3. Аутогрессия

 

 

Чувство вины

-0,56*

-

4. Привычные эмоциональные состояния

 

 

Печаль

-0,53*

-

5. Социальные установки

 

 

Принятие других

0,69**

-

*Примечание: в этой и последующих таблицах представлены коэффициенты корреляции Спирмена, значимые на уровне р < 0,05 (*) и p < 0,01 (**).

 

Таблица 2.

Корреляционные связи внутриличностного понимания эмоций, психоэмоционального состояния и социальных установок

Факторы

Внутриличностное понимание эмоций

девушки

юноши

1. Тревожность

 

 

обычно

-0,73*

-0,57*

на уроке

-0,6*

-

2. Познавательная активность

 

 

обычно

0,63*

-

на уроке

0,56*

-

3. Агрессия

 

 

Негативизм

-0,52*

-

Обида

-0,68**

-

Подозрительность

-0,62*

-

Чувство вины

-0,6*

-

Индекс враждебности

-0,74**

-

4. Социальные установки

 

 

Принятие других

0,73**

-

5. Личностные качества

 

 

Общительность

0,63*

-

Чуткость

0,61*

-

Самостоятельность

0,56*

-

Тактичность

-

0,59*

*Примечание: в этой и последующих таблицах представлены коэффициенты корреляции Спирмена, значимые на уровне р < 0,05 (*) и p < 0,01 (**).

 

Таблица 3.

 Корреляционные связи интегративного показателя понимания эмоций, психоэмоционального состояния и социальных установок

Факторы

Понимание эмоций

девушки

юноши

1. Тревожность

 

 

обычно

-0,64**

-0,81**

на уроке

-0,58*

-0,76*

2. Познавательная активность

 

 

обычно

0,72*

-

на уроке

0,5

0,54*

3. Негативные эмоциональные переживания

 

 

обычно

-

-0,64**

на уроке

-

-0,76**

4. Социальные установки

 

 

Принятие других

0,61**

-

Чуткость

0,51*

-

 

Возможно, это обусловлено тем, что хорошо понимающие эмоции юноши более адаптивны и, как следствие, проявляют большую активность в такой ситуации межличностного взаимодействия, как учебное занятие.

В подгруппе девушек склонность к переживаниям вины не способствует пониманию эмоций в межличностных отношениях. В основе переживания вины лежит самообвинение, связанное с осознанием либо совершенного проступка, либо нарушения моральных принципов. Признание своей провинности, неправоты или предательства своих убеждений порождает вегетативно-висцеральную реакцию с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний, преследующих человека: сожаление о совершенном и сказанном, стыд, страх не соответствовать ожиданиям других и быть отвергнутым. Стойкие переживания, фиксирующие девушек на несовершенствах собственной личности, возможно, выступают как ингибиторы по отношению к интеллектуальной деятельности вообще и к пониманию своих и чужих эмоций в частности.

Статья(3)

Рис. 1. Показатели параметров «Чувство вины» и «Негативизм» у школьников. Различия между гендерными группами достоверны по t-критерию Стьюдента при p < 0,05.


Исследователями ранее уже отмечалось, что фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины: у мужчин оно выражено слабее, и они значительно реже говорят об этом, чем женщины [5; 6]. Это же подтверждают и результаты нашего исследования (см. рис.1).

Не способствует пониманию эмоций в отношениях с другими людьми и чувство печали у девушек. Фиксация на чувстве печали является, по мнению некоторых зарубежных исследователей, одной из основных причин того, что женщины вдвое чаще, чем мужчины, испытывают депрессию. Мужчинам же, напротив, свойственно отвлекаться от чувства подавленности [13].

Для юношей, в отличие от девушек, установка на принятие других оказалась независимой от понимания чужих эмоций. Между тем, девушки, склонные испытывать симпатию и терпимо относиться к другим людям, лучше понимают чужие чувства и более успешно проникают в эмоциональное пространство другого человека.

Нами установлено, что социально-психологическими барьерами на пути к эмоциональному самопознанию у девушек становятся следующие эмоционально-личностные свойства: повышенная тревожность; настороженность и недоверие к другим людям (подо¬зрительность); самообвинения и угрызения совести (чувство вины); задетое чувство собственного достоинства (обида); социальная установка на неприязненное отношение к другим людям и конфликт (мотивационное состояние враждебности); стремление любой ценой противостоять мнению и ценностям окружающих людей (негативизм).

В то же время установка на самостоятельность помогает девушкам распознавать свои чувства, признаваться в них себе самим и нести за них ответственность. Такие личностные черты, как общительность и чуткость становятся естественным следствием внутренней работы представительниц женского пола по осознанию своих эмоциональных переживаний.

Исследование также показало, что внутриличностное понимание эмоций способно оказывать значимое влияние на готовность девушек принимать других людей с их достоинствами и недостатками. На наш взгляд, лица, хорошо понимающие свои чувства и осознающие свои достоинства и недостатки, способны проявлять большую терпимость к другим.

Между тем для внутриличностного понимания эмоций юношами оказались значимы следующие факторы: тревожность, негативные эмоциональные переживания, познавательная активность и тактичность. С одной стороны, повышенная тревожность препятствует пониманию своих эмоций, дезориентирует юношей так же, как и их сверстниц, снижает возможности вербализации своих чувств, а, с другой стороны, сама неспособность понимать себя, осознавать свои чувственные переживания усиливает тревогу. В мужской выборке возможности эмоционального познания себя и окружающих снижаются также за счёт негативных эмоциональных переживаний (гнева, раздражительности).

Познавательная активность, выступающая показателем активного интереса к себе самому, другим людям и межличностным отношениям, а также тактичность как установка на внимательное и бережное отношение к людям становятся ведущими условиями, оказывающими положительное влияние на понимание эмоций юношами. Тактичность, проявляемая молодыми людьми, предполагает не только бережное отношение к чувствам других людей, но и целомудренное отношение к своим собственным переживаниям. Источники формирования этого важного социально полезного качества, на наш взгляд, кроются в условиях правильного семейного воспитания мальчиков в атмосфере взаимного уважения членов семьи. Значимость семейного эмоционального благополучия для раннего развития параметров эмоционального интеллекта у юношей-студентов подчёркивает И.Н. Андреева, связывая успешность в понимании эмоций юношами с качеством межличностных связей в период раннего онтогенеза [2].

В результате данного исследования установлено, что учащиеся выпускного класса независимо от пола одинаково хорошо понимают свои и чужие эмоции.

Можно с уверенностью констатировать негативное влияние повышенной тревожности учащихся выпускного класса гимназии на процессы понимания ими своих и чужих эмоций. Выявлена прямая взаимосвязь понимания эмоций и познавательной активности старшеклассников.

Выявлены гендерные различия влияния отдельных факторов на понимание эмоций. У девушек негативное влияние на это оказывает множество факторов: уровень тревожности, переживание вины и печали, агрессия и аутоагрессия, а также проявления негативизма. Пониманию же способствует установка на принятие других людей, а также такие личностные качества, как общительность, чуткость, тактичность и самостоятельность. В мужской выборке возможности эмоционального познания себя и окружающих снижаются за счёт высокой тревожности и негативных эмоциональных переживаний (гнева и раздражительности). Выявлено два фактора, положительно влияющих на понимание эмоций юношами, – тактичность (установка на внимательное и бережное отношение к людям) и познавательная активность (показатель активного интереса к своим и чужим чувствам).

Пытаясь разобраться в эмоциональных состояниях, девушки более склонны к самоанализу, следованию морально-этическим нормам. Для них свойственно, прислушиваясь к голосу совести, винить себя в неудачной коммуникации. Между тем юноши, напротив, готовы пренебрегать моральными нормами ради самоутверждения в межличностных отношениях.

Таким образом, ключевым фактором, снижающим эффективность понимания эмоций во всей выборке, можно считать высокую тревожность выпускников гимназии. У юношей высокая тревожность проявляется в форме негативизма и связанных с ним эмоций гнева и раздражения. У девушек тревога связана с переживаниями чувств вины и печали.

Эмоции и чувства являются дифференцированной оценкой личностно значимых событий. Конечным результатом анализа эмоциональных состояний является принятие решений о своём поведении. Мы считаем, что трудности социальной адаптации, проблемы в межличностных отношениях, внутриличностные конфликты и девиантное поведение учащихся выпускного класса напрямую связаны с невозможностью полноценного осознания своих собственных эмоциональных состояний и чувств других людей.

Учёт выявленных в результате данного исследования особенностей эмоционального переживания и их гендерных различий позволит школьному психологу более эффективно выстраивать психологическое сопровождение выпускников, их педагогов и родителей.

 Литература:

  1. Андреева, И.Н. Гендер и проблемы коммуникативного поведения [Текст] / И.Н. Андеева // Cборник материалов третьей Международной научной конференции 1-2 ноября 2007 г.; редкол. А.А. Гугнин [и др.]. – Полоцк: ПГУ, 2007. – С.230-233.
  2. Андреева, И.Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта у студентов [Текст] / И.Андреева // Женщина. Образование. Демократия: материалы 7-ой Международной междисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. – Минск, 2004. – С. 282-285.
  3. Березовская, Т. Эмоциональное развитие старшеклассников в детском театральном объединении (гендерный аспект) [Текст] / Т. Березовская // Женщина. Образование. Демократия: материалы 5-ой Международной междисциплинарной научно-практической конференции 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. – Минск, 2003. – С. 196-198.
  4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006.
  5. Ильин, Е.П. Пол и гендер [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – С. 164.
  6. Куликов, Л.В. Психология настроения [Текст] / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 1997.
  7. Леутин, В.П. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга [Текст] / В.П. Леутин, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2008. – Т. 2 (№3-4). – С. 12-22.
  8. Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С. 264-278.
  9. Рабинович, П.Д. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей [Текст] / П.Д. Рабинович, М.П. Нуждина // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – С. 112-115.
  10. Boyatzis R., Goleman D., Rhee K. Clustering competence in emotional intelligence: insights from the emotional competence inventory (ECI). In R. Bar-On & J.D.A. Parker (eds.) // Handbook of emotional intelligence. – San Francisco, 2000. – p. 343-362.
  11. Ciarochi J., Deane Fr.P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health / J. Ciarochi, Fr.P. Deane, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 32. – 2002. – р. 197-209.
  12. Current directions in emotional Intelligence research / P. Salovey [et al.]. In M.Lewis, J.M. Haviland (Eds.)// Handbook of emotions (2 nd ed.). – N.Y.: Guilford, 2000. – р. 504-520.
  13. Noelen-Hoeksema S. Sex different in depression / S. Noelen-Hoeksema. - Stanford.: Stanford University Press, 1990.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: