Адрес:198329 Санкт-Петербург,
ул. Отважных, д. 8

E-mail: p91@zdrav.spb.ru

 

Главная \ Научная деятельность \ Научные издания \ Эффективность тренинг-квестов для улучшения социально-психологического климата рабочих команд

Эффективность тренинг-квестов для улучшения социально-психологического климата рабочих команд

« Назад

В. А. Кулганов, А. С. Новикова
Издание: "Европейский журнал социальных наук" 2013.11(38) Том 2

Проблематика командообразования в современной теории психологии менеджмента в последнее время приобретает особый вес. Это связано как с популяризацией командной работы, так и с все большим психологическим знанием, которым обладают руководители. Командная работа предполагает более высокий темп отслеживания и адаптации к постоянно изменяющимся условиям бизнес-сферы, синергетический эффект групповой работы, эмоциональную удовлетворенность трудом.

И, поскольку стихийное формирование рабочей команды не всегда приводит к желательно скорому нахождению способов совместной деятельности, командообразование как один из методов организации психологической работы становится все более востребованным.

Для того, чтобы проследить основные вехи становления командообразования, следует понимать, что впервые об его изучении заговорили в связи с поисками путей оптимизации производства и максимизации прибыли. Фактически первыми экспериментами по командообразованию стали Хоторнские эксперименты 1927-1932 гг., автором которых являлся Элтон Мэйо. Основным достижением данного исследования стала доказанность значимости социальных потребностей работников - наряду с потребностями экономическими. Более того, социальные и психологические факторы, как выяснилось, оказывают куда большее влияние на производительность труда. С тех пор феномен командной работы и повышение качества социально-психологического климата внутри рабочей группы становятся популярными темами для исследований в индустриально развивающемся западном обществе середины двадцатого века. Они формируют зачатки теоретического базиса командообразования как метода работы, а так же в азиатских странах - в виде появления такого феномена как кружки контроля качества.

По сей день основными исследователями командообразования считаются Мередит Белбин, Джон Эдейр, Изабель Майерс-Бриггс, Брюс Такмен, Джордж Хеберт и Уильям Дайер.

Мередит Белбин впервые обратил внимание на важность ролевого распределения внутри команды ддя максимально упрощенного и быстрого обмена информацией, а также выработки наиболее эффективных способов коммуникации между членами группы. На основании типологии личности Майерс-Бриггс на данный момент строится ролевая структура почти каждой рабочей команды.

Джон Эдейр, создавая теорию лидерства, обратил внимание на взаимозависимость характеристик группового взаимодействия и лидерского стиля, заговорив о том, что группа, в сущности, оказывает определяющее влияние на формирование «своего» лидера.

Брюс Такмен разработал для теории командообразования концепцию FSNP (Forming - Storming - Norming - Performing) «Формирование - Шторм - Нормализация - Результаты», на основании которых создавались в последствие основные этапы командообразующих формирующих мероприятий.

Однако, поворотным моментом в истории командообразования, а так же основной предпосылкой формирования метода в таком виде, в котором он активно применяется бизнес-тренерами сегодня, является возникновение веревочного курса, впервые предложенного военным офицером французской армии Джорджем Хебертом. В него входит спектр разнообразных командных упражнений и заданий, каждое из которых может быть успешно выполнено только командой. Для этого требуется определенный вид командного взаимодействия - интеллектуального, физического, психологического или разнообразного их сочетания. Командные упражнения предназначены для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия. Например, ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности.1.

В 1977 году американский исследователь Уильям Дайер пишет первую книгу, полностью посвященную командообразованию, в которой он дает определение этому феномену и обозначает его границы.

В сущности, командообразование интегрирует теоретические разработки психологии менеджмента, такие, как теории организационной динамики, групповых механизмов, и практические, создавая для командообразования альтернативную репутацию и пространство для дальнейшего развития. Оно является методом активного социально-психологического обучения с широким спектром применимых элементов. Невозможно отделить командообразование от классического бизнес-тренинга, однако, и отождествлять их не имеет смысла. Тем не менее, по большей части командообразование остается явлением практическим и, постоянно видоизменяясь и развиваясь, не оставляет шансов теории поддерживать такой же темп доказательности эффективности.

В настоящее время выделяют огромное количество видов командообразования, которые, в сущности, можно классифицировать в три большие группы:

  1. Indoor (проводится в закрытом помещении):
    - стандартный тренинг на сплочение с элементами веревочного курса;
    - тренинги хэнд-мейд;
    - кулинарные тренинги и т.д.
  2. Outdoor (неаудиторный тренинг):
    - survivor (тренинг-экспедиция);
    - этнический тренинг;
    - пейнтбол-тренинг;
    - TEAM 2.0;
    - тренинг-реалити.
  3. Смешанный:
    - тренинг-квест;
    - кинотренинг;
    - фототренинг.

На рынке российского бизнес-тренинга на данный момент происходит невероятная популяризация такого вида командообразования как квест. Он является спортивно-интеллектуальным комплексом упражнений, проводимых по специально разработанному сценарию с учетом результатов контрольного эксперимента. Тренинг-квест проводится в группе с целью увеличения сплоченности, улучшения социально-психологического климата, повышения субъективной и объективной эффективности деятельности сотрудников. Он всегда положительно принимается участниками, вызывая воодушевление, нейтрализует отрицательный эффект от необходимости присутствия на формирующем мероприятии.
Тренинг-квест имеет массу преимуществ:

  • поскольку все задания, предусмотренные сценарием, носят тематический характер и по существу своему имеют все основные признаки профессиональной деятельности членов команды, квест - это отличный способ развития профессиональных умений и навыков, реализуемый в новых условиях. Это помогает сотруднику лучше раскрыть личностный потенциал, выявить скрытые качества, больше узнать о коллегах в условиях необходимости принятия быстрых и адекватных решений.
  • Активные экстремальные этапы создают ситуацию общих эмоциональных переживаний, которые сплачивают команду гораздо лучше стандартных командообразовательных упражнений.
  • Интеллектуальные и игровые этапы носят развивающий характер и создают огромное количество групповых воспоминаний, располагают сотрудников друг к другу, выявляют конфликты и сглаживают их.

Тренинг-квест - это особый вид командообразования, состоящий во включении «сухой» программы командообразования в креативное пространство вымышленной реальности, ограниченной по времени, требующее от участников тренинга активной деятельности для достижения поставленной цели. Он может быть детективной или приключенческой историей, которая за короткий срок даст возможность участников по-новому взглянуть на членов коллектива и их профессиональные обязанности. Тренинг-квест может использовать фактически любой материал, включая гаджеты и интернет-ресурсы.
Нами была исследована команда из 10 человек, являющихся сотрудниками отдела по работе с клиентами одного из крупных банков. Участниками эксперимента были женщины, средний возраст которых составлял 27 лет. В констатирующем эксперименте была использована методика «Диагностика психологического климата в малой группе» (В. В. Шпалинский, Э. Г. Шелест).


Рисунок 1

Показатели методики «Диагностика психологического климата в малой группе»

  Статья

По результатам тестирования мы выяснили, что психологический климат участники группы оценили как незначительно благоприятный (70%) и средне благоприятный (30%) (см. рис. 1).

Нами была написана и реализована программа формирующего мероприятия (тренинг-квест). Мы выбрали тему противостояния Шерлока Холмса и профессора Мориарти, совершившего финансовое преступление. Таким образом, участники группы должны были поймать профессора Мориарти до того момента, как он сможет покинуть город (временное ограничение), выполняя ряд заданий по поиску подсказок по одному из районов города. Подсказки представляли собой задания профессионального и психологического характера.

После проведения написанной нами программы мы осуществили контрольный эксперимент. Показательны результаты исследования социальнопсихологического климата (см. рис. 2).


Рисунок 2

Показатели методики «Диагностика психологического климата в малой группе»

  Статья(1)

Таким образом, очевидна положительная динамика показателей в исследуемой рабочей команде. Следовательно, разработанный нами тренинг-квест может эффективно применяться для улучшения социально-психологического климата.

Итак, проблематика тренинг-квестов на данный момент недостаточно исследована, однако подобные формирующие мероприятия становятся все более востребованными. Представленное выше исследование показывает объективную состоятельность данного метода в решении проблем психологического характера в рабочих командах.

Библиографический список:
1. Белбин Р. М. Команды менеджеров: секреты успеха и причины неудач. М.: HIPPO, 2003
2. Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров. М. : HIPPO, 2003.
3. Вендров Е. Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969.
4. Вересов Н. Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. М., 2003.
5. Ееллерт М., Новак К. Все о командообразовании: руководство для тренеров. М.: Вершина, 2006.
6. Еорбатова Е. А. Теория и практика психологического тренинга: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2008.
7. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: Учебное пособие ддя студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.
8. Захарова Л. Н. Психология управления. Нижний Новгород: ННГУ, 2005.
9. Иванова Н. Л., Михайлова Е. В., Штроо В. А. Введение в психологию бизнеса М.: ЕУ ВШЭ, 2008.
10. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога-консультанта организации 2-е. изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Исхакова, М. Тимбилдинг. Раскрытие ресурсов организации и личности. СПб.: Речь, 2010.
12. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. М.: Еардарики, 2005.
13. Кейсельман В. Р. Экспериментальные тренинги на природе. СПб.: Речь, 2008.
14. Леванова Е. А., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.
15. Маргерисон Ч. Дж. «Колесо» командного управления: Путь к успеху через систему управления командой. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004.
16. Обозов Н. Н. Психология управления группой. СПб, 1999.
17. Роббинс X., Финли М. Почему не работают команды? Что идет не так и как это исправить. М.: Добрая книга, 2005.
18. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Е. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
19. Шейнис М. Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Бахрах- М, 2001.
20. Шепелева Л. Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2008.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: